Для ТЕБЯ - христианская газета

Владыка Серафим и либеральный историк.
Проза

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Владыка Серафим и либеральный историк.


«И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе;мли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что; будет с Ним.»
Мк. 10: 23-32


…Владыке нередко приходилось участвовать в разного рода общественных, богословских конференциях и встречах, где его слушателями и оппонентами были не только богословы или священники разных конфессий, но и гуманитарии: философы, литераторы, журналисты и историки.
Однажды, в Москве, он попал на встречу посвящённую Сергию Радонежскому и разговорился с соседом по президиуму - видным историком и адептом возрождения капитализма в России.
Историк - вальяжный господин одетый в дорогой костюм, смотрел на всё происходящее вокруг с нарочито и явно выраженным скучающим видом. Он был членом Общественного Совета при Президенте России, фигура в либеральных кругах известная и часто мелькающая на российском ТВ. По убеждениям он был ярым антисоветчиком и непримиримым западником.
Когда пришло его время выступать, он красноречиво описывал будущее благообразие капиталистической России и ссылаясь на Петра Струве говорил о том, что собственность, всегда ведёт за собой свободу…

…Владыка бывая в столице, с некоторых пор стал замечать множество громадных по размерам реклам, неисчислимое количество обменников и банков, которые заняли лучшие здания в самом престижном месте — в центре Москвы.
И вместе с тем он видел, что чуть свернёшь с главной улицы и за помпезными фасадами стоят полуразрушенные дома, грязь, разбитый с провалами асфальт и облупленные стены старых «хрущёб».
А все пространства центральных улиц было занято лавками, лавочками, киосками, где торговали дешёвыми украшениями, бижутерией и прочей мишурой.
И про себя Владыка отметил, что Москва да и вся страна после развала Союза занялась куплей-продажей, а большинство бывших заводов и фабрик, мастерских и гаражей, или закрыто и пустуют, или влачат жалкое существование, сдавая помещения под склады промтоваров и овощебазы...

Вот об этом, в перерыве между дискуссиями, они и разговорились с этим ухоженным и вовсе не похожим на чахлого интеллигента, историком.
- Сегодня мне непонятен пафос богатства, который вдруг захватил Россию как пожар. Все, с каким-то остервенением принялись стяжать и копить, словно собираются жить вечно.
Почти никто вокруг не думает о бренности бытия и напрасном расходовании сил и жизненной энергии на собирание вещей тленных. Часто бывает так, что человек и в церковь ходит и поститься, а в промежутки яростно зарабатывает деньги, не задумываясь о спасении души...
Для меня очевидно, что тут что-то не так.

Историк недоумевая посмотрел на Владыку:
– Так что же Владыка, вы против благосостояния, против обеспеченной жизни, против демократических свобод, которые в нищете невозможно реализовать? Но ведь очевидно, что новая Россия стала жить лучше. Посмотрите какие магазины, какие рестораны, в продуктовых отделах супермаркетов чего только нет, я уже не говорю о множестве сортов колбасы, о чём так мечтали наши советские соотечественники…
Конечно появилось много богатых людей, во ведь они и есть локомотивы экономики.
Когда компартийцы и сочувствующие им возмущаются расслоением общества на богатых и бедных, мне хочется им сказать – посмотрите сколько миллиардеров в США и ничего, живут и о революции и не помышляют. А в России, только силовики сдерживают народ, да ещё подачки со стороны правительства и правящей партии…
Но надо понять наконец, что равенства как такового нет и в природе. Есть хищники и их жертвы и все как-то уживаются.
Умные люди и в образованных кругах и в правительстве, понимают, что уравниловки в процветающей стране просто не может быть, а в России складывается новый средний класс, который и станет носителем новых социальных идей и порядков. Вспомните как при царе, был круг образованных людей, я согласен, что в основном аристократы, которые были носителями крепкой государственности, а были ведь ещё и известные на весь мир деятели науки и культуры!
И как мне кажется, это ведь хорошо, когда в стране есть круг образованных и богатых людей, которые и делают не только политику но и искусство!
А в семнадцатом году, в результате переворота, к власти пришли большевики, голытьба, которых возглавляли всё-таки дворяне! Я думаю, что именно торговля, рано или поздно воспитает класс богатых, образованных и и знатных. А чего скрывать – пройдёт ещё двадцать - тридцать лет и сословная Россия мощно заявит о себе!

Владыка внимательно слушал историка, а потом отрицательно покачал головой: – Я не против благосостояния... Однако я на стороне тех кто считает благосостояние человеческой души намного весомее, чем благосостояние денежное, материальное...
Когда, в качестве примера для подражания кивают на страны «развитые», то мне кажется, что здесь всё не так просто...
Я где-то читал, что в Японии и в Дании, странах безусловно благообразных и благосостоятельных, уровень самоубийств чуть ли не самый высокий в мире. В чём тут дело я не знаю, но попробую порассуждать...

Владыка сделал паузу обдумывая что сказать и как возразить этому самоуверенному представителю «высшего класса».
- По поводу самоубийц в Японии можно предположить, что эта страна, вместе с преуспеянием материальным, переживает некий исторический социальный кризис. Прежде всего, это тяжелое поражение в войне и последующая унизительная американская оккупация и невольная утрата особенного места народной культуры – в этой азиатской стране, западная культура часто выигрывает в соревновании с национальной.
Вот и теряют люди самоуважение и как говорят теперь - национальную «самоидентификацию», а в таком состоянии люди разрозненны и потому, часто теряют цель и смысл жизни и разочаровавшись, кончают с собой...
Или вот Дания... Что не хватает датчанам для благосостояния души? Страна богатая, есть возможность ездить по всему миру, смотреть на всё, развлекаться. Я там бывал и тамошняя жизнь мне понравилась, но наверное потому, что там я был гостем.
А для датчан, может быть эта благообразная размеренность и обеспеченность, связанная с педантичным выполнением своих обязанностей, наверное, иногда и надоедает, а может даже становится противна...
Размышляя, я вдруг подумал, что эта страна – а так получилось – одна из самых атеистических или агностических. Там, кажется больше верят в помощь наркотиков и секса в затруднительных житейских ситуациях, чем в силу Библии и веры, помогающей человеку в жизни...
И началось это заблуждение давно, несколько веков назад – вспомните Кьеркегора. Ведь он всю жизнь искал вокруг себя Бога и не находил его в своей стране, отчего и начал потихоньку сходить с ума, потому что был человеком тонким и материальная сторона жизни его мало интересовала.
Он потому и стал великим богословом и писателем, что начал обличать лицемерие и фарисейство, утвердившееся даже в церковных стенах. Когда я читал его «Введение в христианство», то поразился драме его беззащитного сердца, настолько он был одинок в толпе благообразных буржуа!

Собеседник Владыки дёрнулся вперёд, надеясь привлечь внимание Владыки, но тот закончил свой монолог:
- И вот эти примеры, как мне кажется, подчёркивают тот трагический момент в истории, который мы все сегодня переживаем, когда благополучие материальное, заслоняет неблагополучие душевное, даёт ему развиться в некую драму бесчувствия и неверия...
Вспомните, как в Библии говорится о народе, который утучнел и потому, отпал от Божьих заповедей и это как-то так глубоко и умно там было сказано. Дословно не помню, но смысл кажется такой...

Историк, пытаясь сохранять мину формального уважения к Владыке, невольно поморщился:
- Владыка, но вы обратите внимание на то, как сегодня живут на Западе. Ведь там-то и можно увидеть настоящую веру. Там ведь на каждом углу церковь и люди друг другу на улицах улыбаются и дорогу уступают, не то что у нас, где тебя за улыбку могут и избить при случае, думая, что ты над ними издеваешься.

Владыка улыбнулся и вздохнул:
– Тут я с вами полностью согласен. Ведь я на этом Западе жил и живу, и вижу, что тамошнее благополучие, обусловлено во многом религиозностью, которая действует не прямо, через воцерквление сознания, а разлита, растворена в народной культуре и потому часто агностик и даже атеист, живут там по христианским канонам, хотя и выраженных не через формальную религиозность, а через освоение культурного наследия христианской цивилизации...
Но тут ещё один момент присутствует – Владыка вздохнул и додумывая продолжение мысли, сделал паузу:
- Мне кажется, что Запад, по прежнему эксплуатирует остальной мир уже по привычке. Этой традиции уже триста – пятьсот лет. Казалось бы колониализм разрушен после второй мировой войны, однако последствия то остались - ведь рынки сбыта и дешёвая рабочая сила для западной экономике, остались там - в Африке и в Латинской Америке, ну может быть в последнее время ещё Россия прибавилась...

Владыка ещё помолчал и продолжил:
- И я часто задумываюсь о причине сегодняшнего ожесточения многих людей в разных уголках мира, о войнах, которые ведёт Запад в тех же бывших колониях. И получается, что сегодня мы более далеки от подлинной человечности христианства, чем тысячу лет назад. Тогда, крестоносцы завоевывали Иерусалим и Палестину, чтобы освободить гроб Господень и ввести там христианство на смену мусульманству, пусть даже силой меча.
Но сегодня там война за нефть, а значит за деньги, за прибыли, за материальное благосостояние Европы и Америки. Никакой религиозной цели там нет, только борьба за нефть и за рынки сбыта. И это тот социальный строй, который сегодня многие, ни капельки не сомневаясь, называют демократией, подразумевая христианские корни европейской цивилизации...

Историк перебил Владыку: - Ну а как же борьба с терроризмом, как Америка должна была поступить с Аль-Кайдой, которая организовала взрыв башен-близнецов в Нью Йорке!?
Ведь её надо было наказать, напугать, чтобы она не действовала всё более жестоко, сознавая свою безнаказанность!
Владыка вновь помолчал, пристально взглянув на собеседника: - Вопрос этот я сам себе задаю, и не нахожу ответа...
Но я также знаю, что Запад пришёл на Ближний Восток задолго до две тысячи третьего года и ещё в тысяча девятьсот девяносто первом году, провёл там «победоносную» войну против Ирака, в которой погибли многие тысячи мусульман. А ведь мусульмане тоже люди и тоже переживают и хотят отомстить за этих убитых.
Вот и нашлись фанатики, пожертвовавшие собой, чтобы отомстить за смерть близких и единоверцев, которых западные страны и за людей не считают. Для западного обывателя, среди которых много людей называющих себя христианами, эти люди убитые в Ираке, просто «боевики» и только поэтому достойны смерти...
Он вздохнул и привычным жестом потёр рукой лицо: – Об этом много можно говорить, но если думать, как это ожесточение с обеих сторон прекратить, то надо, пусть не подставлять «левую щеку», но вывести оттуда все войска и предложить этим странам помощь, в которой они нуждаются.
И эту помощь надо предложить, а не навязывать силой, исходя из собственных, западных интересов.
Вообще-то, я не силён в политике и потому не могу, да и не хочу об этом не только спорить, но и рассуждать...
Ещё через паузу, Владыка закончил:
Мне больше хотелось бы поговорить и обсудить проблему - как изменилось христианство на Западе. Мы ведь с вами недаром заговорили об уровне самоубийств в процветающих странах Западной Европы...

Интерес историка к беседе вернулся и он стал внимательно слушать Владыку, который после новой паузы продолжил:
- Я часто вспоминаю и обдумываю то, что Иисус Христос сказал, Он прямо говорил, что пришёл чтобы помочь нуждающимся и страдающим. Ещё Он говорил, что «блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное...»
И ещё Он говорил, что кроткие наследую землю обетованную. Но со временем, как-то так получилось, что западные «христиане» воевали между собой и во всём мире, совсем не обращая внимания на слова Иисуса Христа о таком будущем.
За две тысячи лет после Его смерти, около трёх тысяч войн, с миллионами и миллионами погибших, в том числе в двадцатом веке, когда жертвами двух мировых войн и войн помельче, стали около ста миллионов человек всех оттенков кожи и представителей многих религий...
Я не могу от этого факта отмахнуться и сказать, что меня как христианина и епископа, это не касается. Я не могу обманывать себя или замалчивать, что знаю этот исторический факт!
- Вспоминаю позицию английского учёного математика и философа Бертрана Рассела, который в Первую мировую отсидел в срок тюрьме, отказываясь идти воевать! И я перед его решимость и несгибаемостью преклоняюсь, потому что он поступил как подлинный христианин и даже как святой, будучи при этом учёным и агностиком. Он ещё и книжку издал: «Почему я не христианин?!»
А ведь тогда, никто, даже из числа иерархов не выступил против войны, а все молились за победу оружия своей страны. А в итоге погибло несколько миллионов человек, иногда в страшных муках, как например при газовых атаках...
Я намеренно не вспоминаю Вторую мировую войну, потому что это ещё свежая рана для всех в ней участвовавших, в том числе для меня, хотя я был на ней доктором. Но всё-таки...
Так что сегодня, размышляя о будущем, я стараюсь быть оптимистом, однако хорошо помню сцены из откровений, из «Апокалипсиса» Иоанна и внутренне содрогаюсь. Возможно, второе пришествие Иисуса Христа будет началом страшного суда и возможно, что Бог так долго ждал, что мир и люди изменятся с помощью веры в лучшую сторону, но увидел, что дела во Вселенной, в человеческой Вселенной, идут всё хуже и страшнее!
И может быть, Иисус Христос теперь уже явится во всей Его славе и величии, но теперь не как Агнец, не как жертва во искупление человеческих грехов, но как Судия на последнем Суде, в котором и решится судьба человечества!
- В связи с этим разговором – продолжил Владыка помолчав – он всегда обдумывал то что хотел сказать – я вспомнил один храм, правда не православный, в одной из европейских стран. Там, перед входом висело объявление: «Нищим вход воспрещён». И как-то молодой священник из этого храма мне рассказал, что один старик-нищий подошёл к нему у входа в храм и спросил:
- А где ваш Хозяин?
Священник удивился и ответил, что у церкви нет хозяина. И тогда нищий старик пояснил, что он имел ввиду:
- Ведь ваш Хозяин, с такими, как мы нищими и убогими ел и пил, и пришёл нас спасать от земной несправедливости и горестей. Он ведь не с вами общался: с хорошо ухоженными, сытыми и хорошо пахнущими, а с нами, немытыми простецами...
Владыка, устало потёр лицо правой рукой и продолжил: - А мы ведь все «мытые» и хорошо знаем, как вести себя в церкви, но людей часто не любим и только терпим их. Я сам, часто вижу вновь пришедших в храм: ничего не знающих, стесняющихся, которые и перекрестится-то не умеют, но которые ищут в храме правду и смысл жизни.
А как мы, «знающие» их встречаем? С презрением отворачиваемся от таких, забывая, что в Христовой общине главной была не привычка всё делать в храме правильно, а любовь человека к Богу, к Иисусу Христу и любовь того же верующего человека к остальным людям...
Забывая про любовь, мы тем самым забываем основание христианства, забываем, что Христос пришёл в мир чтобы грешников поддержать и спасти. А сегодня, мы готовы каждого упрекать, что он водится с немытыми и плохо пахнущими, как упрекали фарисеи самого Иисуса Христа в том, что он водится с мытарями и нищими, и что он сострадая падшим женщинам общается с людьми, с которыми приличным людям даже близко быть запрещено. И вот такие служители Божии, которые чураются нищих и брошенных людей, сегодня считают себя подлинно верующими...
Историк уже слушал Владыку только из вежливости и шарил глазами по залу, в поисках знакомых. Ему эта беседа была неинтересна, потому что его либеральные взгляды, в корне расходились с таким пониманием правды и справедливости!

Октябрь 2020 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal

Об авторе все произведения автора >>>

Владимир Кабаков Владимир Кабаков, Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.

e-mail автора: russianalbion@narod.ru
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 1159 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
мыслища парадоксальная 2020-10-10 13:31:50
Владимир владеет миром. А чем владеет Владыка?
 
читайте в разделе Проза обратите внимание

Жёлтенький, словно золото, купол над храмом символизирует свет и чистоту Царства Небесное. - Беличенко Саша.
В киевской компании "Фико" есть установка вакуумного напыления. В УВН - печь. В эту печь кладут металл. (Например, лист нержавейки, толщина которого составляет 0,5 мм).Закачанный вместо вакуума, нагретый до температуры 1200°С азот, покрывает лист металла. Когда лист метала и азота остывает, специалисты из печи уже извлекают лист нержавейки, покрытий нитридом титана. После подписания договора специалисты компании «Фикл", покрыли нитридом не только свод, кресты "царские ворота" и церковную утварь". Кристаллы нитрида титана ныне придали листу нержавейки (0,5мм.) не только жёлтенький цвет. Они, упрочнив металл купола, делают его прочными таким, который не требует ремонта почти 50 лет

Задание Бога - Анна Кофтун

Забавы падших (Глава 3) - Alexander Schmidt

>>> Все произведения раздела Проза >>>

Поэзия :
БИБЛИЯ - Александр Юфик
1989 г., Россия

Поэзия :
Воспоминанье - Надежда Тычкова

Статья в газету :
Семья и правительство - несовместимы - Светлана

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Проза
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100